Особенности реабилитации в условиях психоневрологического интерната № 22
История создания и организации первых психоневрологических интернатов относится к 30-м годам прошлого века. Это были учреждения, где одновременно проживали и больные с затяжными формами психического заболевания с выраженным дефектом личности, и лица с глубокой степенью умственной отсталости. А также предоставлялось бесплатное специализированное медицинское обслуживание, для них были решены все бытовые проблемы. В психоневрологических интернатах велась лечебная работа преимущественно относящаяся к психиатрической службе, однако эти учреждения являлись составной частью системы стационарных учреждений социального обеспечения. В настоящее время коечная сеть интернатов составляет, примерно, 30% всего коечного фонда психиатрической службы (5).
Если раньше при организации деятельности психоневрологических интернатов ставился акцент на социально-трудовое восстановление, где предпочтение в лечебном процессе отдавалось терапии занятости, то в настоящее время, учитывая достижения современной клинической и социальной психиатрии, основным направлением деятельности психоневрологических интернатов стало реабилитационное направление.
В ряде европейских стран и в США медицинская реабилитация, наряду с психосоматической медициной, выделены в самостоятельную область медицинской науки. Каждая устоявшаяся область медицины характеризуется определённым путём развития и научного обоснования его предмета. Выделение психосоматической и реабилитационной медицины в самостоятельную медицинскую дисциплину, необходимо рассматривать в историческом контексте. Физиотерапия, бальнео- и курортология, представляют собой раздел медицины, который в первую очередь связан с реабилитационно-восстановительным лечением. В ходе своего развития эти науки ориентировались, прежде всего, на разработку методологических и терапевтических концепций. Но уже на ранних этапах их становления была прослежена тесная взаимосвязь с нуждами реабилитационного процесса хронических больных. Это обстоятельство и отразилось в широком международном признании правомерности слияния таких направлений медицины, как психосоматическая и реабилитационная.
Задачей психосоматической и реабилитационной медицины является организация реабилитационного процесса в восстановительном периоде заболевания, а именно: проведение специализированной диагностики и лечения больных, применение современных психотерапевтических, психологических, фармакологических, социально-бытовых и физиотерапевтических методов воздействия. Для решения этих задач используется весь арсенал медико-социальной реабилитации совместно с методами курортологии, бальнео- климатотерапии, массажа, мануальной терапии и научно-обоснованные природные методы лечения.
Большое количество работ отечественных и зарубежных авторов посвящены клиническим, психологическим, организационным и методическим аспектам социально-трудовой реабилитации психически больных и инвалидов. (1,6,11,12,13,14,19,20)
В последние годы большое значение придаётся координирующей роли реабилитационной медицины в решении актуальных социально-психолигических проблем, затрагивающих нервно-психическую деятельность инвалидов, вследствие психического заболевания (18).
Определение понятия инвалидности со стороны Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на основании новой Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКБ-10. М., 2006), подразумевает совокупность структурных, функциональных и социальных нарушений (биопсихосоциальная модель болезни). В связи с этой классификацией реабилитация определяется как совокупность мероприятий медицинского, психотерапевтического и социального характера, в которых нуждается инвалид или больной с угрозой инвалидизации для восстановления его трудоспособности или сохранения остаточного потенциала и для возвращения его, таким образом, на подобающее место в обществе (2).
Реабилитация имеет свои цели устранения последствий заболевания. Конечными задачами реабилитации является восстановление самостоятельности и трудоспособности, повышение качества жизни реабилитанта, а также, на сколько это возможно, уменьшение ограничения его активности, повышение физических и психических резервов для участия в современной жизни, способствование благоприятному воздействию окружающей среды и нейтрализация факторов риска (15).
Психоневрологический интернат №22 рассчитан на 551 место и распологается в двух пятиэтажных корпусах, соединенных между собой теплым переходом. Один корпус занимают, так называемые «отделения милосердия», где сосредоточены проживающие, находящиеся на постельном режиме, с выраженной старческой деменцией, другими психическими заболеваниями в стадии выраженного дефекта, отягощенные разнообразной соматической патологией. Эти отделения имеют дифференцированные возможности оказания больному медицинской и бытовой помощи в полном объеме, имеется специально подготовленный и квалифицированный медицинский персонал.
Психологическая обстановка во всех отделениях, организация ухода, медицинского и культурного обслуживания строится так, чтобы больные постоянно ощущали заботу, внимание и теплоту, появлялась уверенность в обязательном улучшения состояния их здоровья. Постоянно уделяется большое внимание оформлению палат, холлов и коридоров - обязательно обилие цветов, светлая, успокаивающая тема стен; современная гигиеническая мебель, картины, телевизоры, аудиосистемы и т.д.
Проводится постоянная совместная лечебная работа психиатров, психологов, терапевтов, неврологов, а при показаниях и других специалистов.
Такое постоянное мониторирование за состоянием здоровья проживающих, способствует более быстрому распознаванию возникновения и лечения психосоматических заболеваний, ведущих к риску церебральных осложнений; раннему распознаванию отрицательных межличностных взаимоотношений, активирующих основное заболевание.То есть речь идет о более быстром купировании психосоматических расстройств и как следствие – минимальный процент перевода больных в другие медицинские учреждения. Исключения составляют острые ургентные состояния, возникающие спонтанно и опасные для жизни.
Клиническая характеристика проживающих в интернате.
Психические заболевания |
всего |
мужчины |
женщины |
|
551 |
365 |
186 |
В том числе: |
|
|
|
Шизофрения |
316 |
206 |
110 |
Эпилепсия |
15 |
6 |
9 |
Умственная отсталость тяжелой степени |
41 |
28 |
13 |
Умственная отсталость средней степени |
51 |
35 |
16 |
Органическое поражение ЦНС |
127 |
89 |
38 |
В психоневрологическом интернате проживают инвалиды с затяжными формами психических заболеваний и умственной отсталости, часто с выраженной эмоциональной неустойчивостью, аутизмом, склонностью к конфликтам и побегам, что оказывает дезорганизирующее влияние на коллектив проживающих и заставляет учитывать эти клинико-характерологические особенности при размещении в отделениях и организации в них отдельных межличностных микроколлективов с учетом соматического состояния, возраста и интересов больных. Все это заставило более рационально распределить функциональные обязанности персонала отделений с учетом, как количественной нагрузки, так и тяжести обслуживаемых больных.
За исключением лежачих, примерно у 40% всех наблюдаемых больных со стойкими психическими расстройствами (см. табл.) выявлялись острые психопатологические симптомы с выраженной дисфорией, психомоторным возбуждением, частыми эпилептическими припадками, агрессивными и суицидальными тенденциями, склонностью к побегам. Такие больные круглосуточно находятся под наблюдением медицинского персонала и в случае декомпенсации психического состояния, при невозможности его купирования – переводятся в психиатрические больницы или в психосоматические отделения органов здравоохранения.
Наиболее типичным, примерно 15% больных интерната, пользуются так называемым «режимом свободного содержания». Этот режим предоставляется больным шизофренией с упорядоченным поведением, эпилепсией с редкими судорожными припадками, умственной отсталостью в легкой степени и атеросклеротической деменцией с благоприятным типом течения. Несмотря на то, что больным разрешено самостоятельно передвигаться не только в отделении, но и на территории интертата, а в отдельных случаях и за его пределами, ответственность персонала за состояние и благополучие клиентов сохраняется.
В доступной зарубежной литературе, не нашлось сведений о ведущей роли трудовой терапии в комплексе реабилитационных мероприятий среди тяжелой группы психически больных, формах ее организации и методах вовлечения больных в трудовую терапию, отражающих особенности социально-трудовой реабилитации и степень социально-трудовых возможностей инвалидов в психоневрологических интернатах.
В выборе адекватных и наиболее эффективных форм трудовой терапии и трудовых процессов для инвалидов нашего психоневрологического интерната, преобладала степень функционального дефекта и сохранность личностных качеств, нежели диагностическая характеристика.
Нами было отмечено, что одновременное функционирование комплекса реабилитационных методов, включающих в себя трудотерапию, фармакотерапию, психотерапию, психокоррекционную работу, культурно-массовые и соицально-терапевтические мероприятия наиболее углубленно и положительно действуют на наших больных. Приоритетным методом в системе реабилитации занимает трудовая терапия, находящаяся в тесной связи со всем комплексом мероприятий, воздействующих на личность не непосредственно, а путем опосредованного воздействия, через систему обучения, коммуникаций, специальных связей (7,8)
Для организации социально-трудовой реабилитации в интернате клиенты, в зависимости от их медико-социальной активности были разделены на три группы.
Первая группа. В нее вошли 51 клиент, страдающий умственной отсталостью в глубокой степени. Запас знаний и представлений их скуден, общение дифференцированное. В эту группу вошли больные с различными психосоматическими заболеваниями. Несмотря на то, что у некоторых был постельный режим, однако под руководством трудоинструкторов они с удовольствием выполняли такие простейшие операци, как вырезание и склеивание игрушек. Перед каждым праздником они участвуют в украшении своей палаты и отделения, изготавливая собственными руками простейшие украшения, игрушки, рисунки.
Вторая группа. В нее вошли 52 клиента, страдающие шизофренией в состоянии стабильного дефекта личности, психосоматическими заболеваниями различной степени выраженности и больные с умственной отсталостью средней степени. Все представители этой группы работали и работают в лечебно-производственных мастерских, выполняя уже более сложную работу. В основном это активные общительные, контактные люди, охотно участвующие во всех культурно-массовых мероприятиях.
Третья группа. В нее вошли 16 клиентов, страдающих редкими эпилептическими припадками с облигатными изменениями личности, органическими поражениями ЦНC с выраженным снижением интеллекта и умственной отсталостью средней и легкой степени. Это наиболее сохранные в интеллектуальном плане больные с ярко выраженными психопатоподобными расстройствами. Они быстро объединяют вокруг себя таких же психопатизированных больных, некоторые становятся «отрицательными» лидерами, формируя микроколлективы с комфортной для них средой общения. С «лидеров» дублируется их негативное отношение к условиям пребывания в интернате, рентные установки к любому виду труда. Больные выдвигают требования, касающиеся условий режима проживания в отделении, отказываются как от приема лекарственных препаратов, так и в случае декомпенсации их психического состояния, от госпитализации в психиатрические больницы.
Успешным решением вопросов реабилитации с этой, наиболее трудной группой больных, являлось применение комплекса мер социотерапевтической направленности, в которых приоритетное воздействие отдавалось психотерапевтической и коррекционной работе, причем лекарственная терапия не была основным видом лечения.
С этой категорией больных, работа была и остается наиболее сложной, требующей от персонала эмоциональной выдержки, психотерапевтического отношения, понимания их нужд и стремлений. С этой целью им была предложена работа в интернате с нагрузкой 0,25-0,5 ставки по следующим должностям: санитарка-уборщик, кухонный работник, уборщик территории, садовник, уборщик служебных помещений.
Важным аспектом социально-трудовой реабилитации в интернате является организация досуга. Нами было отмечено,что чем больше проживающих привлекается к организации и участию в культурно-массовых мероприятиях, тем реже возникает декомпенсация психического состояния и психопатоподобных расстройств.
Кроме того, в интернате работает кружок «умелые руки», где занимаются вышиванием и рисованием. Проводятся литературные вечера с дикломацией под музыкальное сопровождение; постановка спектаклей; спортивные игры «веселые старты», где принимают участие большинство проживающих. Дважды в месяц осущуствляется посещение музеев, зоопарка. Еженедельно проводится просмотр кинофильмов в кинозале: выступление приглашенных артистов; просмотр телепередач. Организуются лекции о православии, вредных привычках, где в доступной форме освещаются актуальные вопросы здоровья проживающих.
Таким образом, принципами системы реабилитации в нашем интернате является то, что организация трудовой терапии проводится одновременно с внедрением других методов реабилитации, то есть комплексно. Решение поставленных задач потребовало определенных навыков воспитателей, психотерапевтической и трудотерапевтической работы, для чего уделяется большое внимание вопросам социально-трудовой реабилитации, основам медицинской и социальной психологии.